9 апреля 2017 года. Вход Господень в Иерусалим. Воскресенье. Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Великий пост.

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.


Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии святых таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь!

Слава долготерпению Твоему, Господи!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(Фил. 4:4-9; Ин. 12:1-18).


Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й): «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

У присутствующих в руках зеленеющие ветви в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

 

Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!

 

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

Поистине Вход Господень в Иерусалим является важным событием для христиан, которые в этот день пришли в храм и символически встречают Христа.

Торжественное праздничное богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Александр Симончук. Храм был полностью заполнен верующими и молящимися людьми. На праздничное Богослужение с цветами, пальмовыми листьями и традиционным символом праздника — веточками вербы — пришли не только прихожане Храма. Желающих встретить в Храме прекрасный весенний праздник и освятить вербочки пришло столько, что людей едва вместил храм. «Благословен грядый во имя Господне!» звучало повторяемое многими десятками голосов.

Большое количество верующих, детей и взрослых, причастились святых Христовы таинств.

Кульминацией Богослужения стала вдохновенная проповедь отца Александра, которой собравшиеся внимали в благоговейной тишине. Обратившись к прихожанам, протоиерей Александр, в частности, особо обратил внимание собравшихся на необходимость церковного покаяния.

После окончания богослужения отец Александр традиционно освятил веточки вербы.

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», — поется в тропаре праздника, — то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями — символом победы — Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

 

ПРИТЧА ДНЯ

Привередливый голубь

Один привередливый голубь постоянно менял гнезда, все ему казалось, что вокруг дурно пахнет. Как-то он пожаловался на это старому опытному голубю. Тот выслушал и сказал:

— Обрати внимание: ты постоянно перелетаешь из гнезда в гнездо, а ничего не меняется. Значит, запах, который тебе так мешает, идёт не от гнезд, а от тебя самого!



Фотограф: А.Сазонов