Исповедь и причастие


МОЛИТВА СВЯЩЕННИКА ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ


Тебе мы вверяем всю нашу жизнь и надежду, о человеколюбивый Владыка, и просим Тебя, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Твоих небесных и Страшных Тайн, этой священной и духовной Трапезы, с чистой совестью, для оставления наших грехов, для прощения наших проступков, для общения Святого Духа, для наследования Небесного Царства, для [права] дерзновенно приступать к Тебе, а не для суда и осуждения.

Из книги «Божественная литургия свят.Иоанна Златоуста: с параллельным переводом на русский язык» (под общей редакцией Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).


ХРАМ — ДОМ ДЛЯ БОГА


Где живет Бог? Бог невместим и в целом мире. Но Господь обещал Своим ученикам никогда их не оставлять: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Господь пребывает с нами в Церкви и ее Таинствах. Храм являет присутствие Бога среди нас. И наконец, Бог может обитать в сердце человека. Апостол Павел говорит всем Христовым ученикам: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет среди вас?» (1 Кор. 3:16). То есть человек сам должен стать храмом для обитающего в нем Бога. Исполнение этих слов мы видим на примере святых, и вместе с ними мы, самые обычные люди, составляем единую Христову Церковь.

Одно из значений слова «церковь»  – «собрание». И церковь как здание, выражает идею Церкви как собрания всех призванных Господом. Причем это собрание не ограничено только видимой стороной, но мы верим, что в Церкви во время богослужения присутствует вся ее полнота: Ангельские Силы и святые, все, кого в Себе объединяет Христос Бог, – все верующие в Него всех времен и народов.


«ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ
ВО ИМЯ МОЕ, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ»


Бог ни в чем не нуждается – молитва нужна человеку. Нам необходимы прошения, покаяние, благодарение и прославление Бога. Мы славим Его, потому что нам открыто Его величие, и мы знаем, что Он сделал для нас. Мы молим Его обо всем необходимом в нашей жизни. И Господь не только принимает нашу молитву, но мы верим, что Он невидимо пребывает с нами в Церкви на богослужении. Об этом Сам Господь говорит так: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Господь дарует нам благословение – одобрение и помощь, прощение наших ошибок и освящение в таинствах Церкви. Богослужение выражает наше знание о Боге, сопровождаемое чувствами смирения и благоговения, а также воплощает высоту нашего призвания: обращаться к Богу и быть Божьими детьми, а по отношению друг к другу – братьями и сестрами.


ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ


Вера в Бога – это высшая ценность и высший дар от Бога. В ответ мы приносим Богу молитву и учимся любить Его. И очень красивое словосочетание «всенощное бдение», название церковной службы, говорит об очень многом, и прежде всего о том, что время молитвы – это вся наша жизнь, которая должна закончиться Воскресением, ведь темнота ночи сменяется рассветом!

В древности всенощное бдение действительно служилось всю ночь (такая практика и сегодня сохраняется в монастырях Афона и там, где ориентируются на афонское устроение жизни). В таких местах молитвенный возглас к Богу: «Слава Тебе, показавшему свет!», звучащий в конце богослужения, сопровождают первые лучи восходящего солнца.

Всенощное бдение состоит из соединения нескольких служб: вечерни, утрени, и первого часа. Впервые всенощная начала совершаться на Святой Земле, и ее последование утвердилось в Иерусалимском уставе.

Типикон – Церковный устав: Всенощное бдение служится накануне воскресных дней, в двунадесятые и великие праздники, в другие значимые дни: престольные праздники, дни памяти святых и особо чтимых Богородичных икон.


НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО


«Литургия» («λειτουργία») в переводе с греческого означает «общее дело». В древности литургией называли построение храма или корабля. Люди собирались и всем миром делали дело, которое без общего участия делаться не могло. Слово «мирянин» происходит именно от этого: «всем миром», «все вместе». Поэтому можно сказать, что в храме все являются сослужителями. Не неким безгласным стадом, отделенным глухой стеной от священников, а единым народом Божиим, включающим в себя и епископа, и клириков, и мирян.

Существует священная иерархия, возглавляемая епископами, за которыми следует священство, за ним – дьяконство, а потом – миряне. Вместе с благодатью крещения человек получает благодать священства по отношению ко всему остальному миру. Потому-то мы и говорим о сослужении, о том, что в храме люди собираются для того, чтобы служить вместе. Не должно быть так, чтобы священник служил Литургию, а прихожане лишь ставили свечки и подавали записочки. Все мы должны едиными устами и единым сердцем служить Богу, восхвалять и прославлять Его, соединяясь друг с другом в нерушимом единстве веры, в единстве любви, в единстве добрых помышлений и дел. Мы призваны вознести свою молитву за всех.

Недаром Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Люди, собравшиеся во имя Господне, становятся Телом Христовым, и тогда молитва Церкви приобретает колоссальное значение и силу.


О ВАЖНОСТИ УЧАСТИЯ В БОГОСЛУЖЕНИЯХ
И ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН


Православная богослужебная традиция готовит верующего к воскресной Литургии участием во всенощном бдении, которое совершается накануне и в суточном круге богослужений предваряет Литургию. Воспринять духовные дары во всей их полноте невозможно без подготовки, без участия в церковном торжестве. И если Литургия символизирует Царство будущего века, то всенощное бдение готовит нас к вхождению в это Царство.

Исповедавшись на Всенощном бдении, очистив совесть от тяжких грехов, мы приступаем к главному Таинству Христианской Церкви – Причащению Святых Даров: Тела и Крови Господа и Бога Иисуса Христа. Перед страданиями и воскресением Спаситель заповедал всем Своим последователям совершать Евхаристию (в переводе с греч. – благодарение).

Отрывки из книг протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи», «Всенощное бдение. Значение, история возникновения, смысл», из книги протоиерея Алексея Уминского «Божественная литургия. Объяснение смысла, значения, содержания»

ispoved_i_prichastie-3


БЕЗ ЛИТУРГИИ НЕТ ЦЕРКВИ


Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи. Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте, и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы. Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника.

То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует  Церковь как таковая.

Из книги протоиерея Алексея Уминского «Божественная литургия. Объяснение смысла, значения, содержания».


О ТАИНСТВАХ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЯ


ispoved_i_prichastie-4Преподобный Паисий Святогорец. О том, почему человек не чувствует необходимости в исповеди.

– Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в исповеди?

– Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь – это Таинство. Ходи на исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь, у тебя их мало? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Ты не ранишь сестру? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: «Согрешил гневом, осуждением…», и духовник читает надо мной разрешительную молитву. Однако маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: «Песочек, сынок, песочек!» Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя – множество малых грешков. Однако, сравнив те условия, в которых выросла ты, и условия, в которых вырос человек, совершивший этот большой грех, ты увидишь, что ты хуже него.

Отрывок из книги преподобного Паисия Святогорца «Слова. Том III: Духовная борьба»


ПОКАЯНИЕ: ПОСЕЩЕНИЕ ВРАЧА
В ТРУДНОМ ДЕЛЕ ЛЕЧЕНИЯ


Слово «исповедь» знакомо каждому. Исповедовать – значит открывать, объявлять во всеуслышание. Это действие противоположно тому, которое выражается словом «утаивать». Если исповедовать значит открывать, то исповедоваться – значит открывать что-то о себе. Это «что-то» есть наши личные грехи, совершенные вольно и невольно, днем и ночью, в уме и в помышлении. Если в покаянии участвуют двое – приносящий покаяние и принимающий его, т.е. человек и Бог, – то в исповеди принимают участие трое: человек, Бог и слуга Божий. Это наличие третьего является серьезным препятствием для одних и соблазном для других. Многим кажется, что достаточно личной молитвы, прямо и без посредников обращенной к Богу, достаточно личного сознания греха и сожаления о нем.

Но покаяние не ограничивается одной лишь исповедью. Как целожизненный подвиг, покаяние включает в себя и милостыню, и примирение с обидчиками, и воздержание, и борьбу со страстями. Вся жизнь христианина охватывается именем покаяния, ибо имя это переводится как «перемена» и для вечной жизни в Боге нам нужно измениться. Но есть, несомненно, в покаянии место и для исповеди, как есть место для посещения врача в трудном деле лечения.

ispoved_i_prichastie-5


ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ — НЕ ЭКЗАМЕН


Человек, который приходит в первый раз – или после очень большого перерыва – на Исповедь, обычно вообще не понимает, что говорить, не знает, чего ждать, как он вообще будет принят, с чем столкнется: с длинным «разговором о жизни» или с простым, «механическим» выслушиванием… Вариантов может быть множество. Угадать что-либо заранее или приготовить себя к чему-то конкретному невозможно. Надо просто решиться прийти, как с моста в воду прыгнуть.

Первый «разбор жизни» — вот, что обычно происходит на первой Исповеди и чего обычно боятся. Ты устал от себя самого, ты прожил какую-то жизнь, но ничего в ней теперь не понимаешь, ты в тупике. И страшно тебе, с одной стороны, и, с другой стороны, эта исповедь нужна тебе, как вода умирающему от жажды. И если первая исповедь состоялась, тогда второй раз, третий раз будет легче.

Первая исповедь для каждого человека – что-то вроде экзамена. Он очень волнуется. Наверное, он возьмет брошюру по подготовке и будет выписывать свои грехи на бумажку – как студенты пишут шпаргалку для экзамена. Но мне кажется, что такой подход для первой исповеди не совсем правильный.

Как же тогда подготовиться к первой исповеди? Хорошо, если попадется чуткий священник, который, не нагружая подробными знаниями, постарается вернуть человека к обетам крещения, привести человека через покаяние ко Христу. Покаяние – это ведь обновление обетов Крещения. Крещенской водой в Таинстве исповеди становятся слезы. Хорошо, когда на исповеди много слез и мало слов. Это очень важно, если человек плачет. Причем плачет не только от избытка грехов и сожаления, что он их совершил, — а еще и от чувства «как хорошо, что я все-таки дошел», плачет от того, что Бог принимает его, как блудного сына.

Первая совершившаяся Исповедь – это опыт, который человеку нельзя забыть и нельзя ни с чем спутать. Первая Исповедь – это нечто уникальное. Потом станет все намного легче, проще, уже сможешь подойти и к молоденькому батюшке, и к сельскому простачку, и, если суровый тебя заругает, проглотишь: «Значит мне так надо». Ты уже будешь опытен и будешь по-другому себя вести.

И опыт первой Исповеди – со всеми ее страхами, но и со всей ее благодатью – у тебя никогда уже не повторится. Было бы ошибкой его пытаться возобновлять, потому что Бог будет открываться тебе теперь уже по-другому.


ПРИЧАСТИЕ — МАННА НЕБЕСНАЯ


«Отцы наши ели манну в пустыне», — говорили Христу иудеи, требуя от Него подобного знамения. В пустыне за сорок лет Господь явил много чудес. Было много событий и прежде, чудесных и уникальных, но именно о манне говорили Христу иудеи.

Само слово «манна» означает вопрос. Впервые увидев нечто мелкое, круповидное, как иней на земле, сыны Израилевы говорили друг другу: что это? Вопрос «что это?» звучит примерно как «манна». Природа этой пищи неизвестна и собственного имени у нее, по сути, нет. Это – чудо и неизглаголанная тайна, т.е.тайна, не могущая вместиться в слове.

Именно такой тайной является Причастие. Оно не скрывается и утаивается от людей. Напротив, как и манна, Святое Причастие преподается верующим. Но вот природа этого явления, по слову святого Амвросия Медиоланского, «Божественным прикровена кровом». Отцы Церкви, говоря о Причастии, отвечали на вопрос «что?», но страхом Божиим удерживались от рассуждений на вопрос «как?». «Духом Святым», — говорили они желающим узнать механизм преложения хлеба в Плоть Христову и вина в Кровь Его, и этого ответа должно быть довольно. Ведь и меньшие чудеса ускользают от нашего разума. При всей нынешней осведомленности о внутриутробной жизни плода, честный и неглупый доктор и сегодня подпишется под словами Соломона: «Как ты не знаешь… как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все».

Причастие таинственно врачует человеческое естество. Оно принимается, как было сказано Христом на тайной Вечере, «во оставление грехов». Механизм, как всегда, нам непонятен, но плоды Причащения ощутимы. Стоит признаться, что мы не знаем себя до конца. Сами для себя мы являемся, быть может, самой большой загадкой. Христос в Причащении, как некогда в схождении во ад после смерти на Кресте, сходит в жуткую глубину человеческого сердца и совершает его исцеление. Это – тончайшая работа искусного врача. Хирургия глаза в сравнении с этой работой покажется рубкой дров.

Святые Тайны Христовы являются истинным ангельским хлебом, поскольку это хлеб одновременно и земной, и благодатный. Он двояко питает двусоставного человека, питает и его тело, и его душу.

Как планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, так жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Чаши. Эта пища дает нам возможность не умереть от специфического голода здесь, в пустыне временной жизни. Она же, эта пища, готовит нас к жизни будущей и еще на земле делает причастниками дара небесного и сил будущего века.

Важность литургии, важность Евхаристии, важность Причастия после Крещения – бесспорна. Со временем возникает у верующих вопрос: как часто нужно причащаться? Человеку, который не совершает смертных грехов, можно причащаться каждое воскресенье. Это в духе Апостольской Церкви, это соответствует духу воскресного дня и воскресной литургии. Смысл всей нашей веры – это Пасха, Пасха – это воскресенье, воскресенье – это литургия, а литургия без Причастия, без причастников бессмысленна.

Из книги протоиерея Андрея Ткачева «Вхождение в Церковь» (проект «Ступени Веры»).

Текст перепечатан без изменений из книги «Всенощное бдение и Литургия». Никея. Книги о главном.

Официальный сайт храма